О молитве

20_04_2012_3

Завет Спасителя — всегда молиться. Молитва — это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с остановкой молитвы.

Молитва — это разговор с Богом, с Пресвятой Богородицей, святыми. Бог — наш Небесный Отец, к Которому всегда можно обратиться со своими радостями или печалями. Поэтому в любое время, не только на богослужении и молебнах, а в любом другом месте мы можем обратиться к Пресвятой Богородице и святым угодникам и просить их помочь нам, ходатайствовать за нас пред Господом.

Надо учиться обращаться к Богу как Источнику Жизни. Первые слова, которые следует произносить утром — это «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!». Постепенно краткие молитвы собираются в правила — молитвы, обязательные для прочтения.

Существуют различные, — утренние, дневные, вечерние правила и др. Эти молитвы составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, посвященной Христу. Самой совершенной является молитва «Отче наш…», оставленная Своим ученикам Самим Господом Иисусом Христом.

Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других — несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании, одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Необходимо приучаться и к поклонам — поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве. Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве. Надо стоять прямо, смотреть прямо на иконы, и помнить, что при молитве вы предстаете перед Лицом Отца Небесного.

Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы — это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь «в плоскости», без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем — не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих — это жизнь и смерть Его Единородного Сына, и молитва свидетельствует, что мы знаем это, — знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся дороги и для нас. Не молиться — значит оставлять Бога за пределами всего существующего, и не только Его, но и все, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем.

При подготовке материала использовались следующие труды:
«Беседы о молитве», митрополит Антоний Сурожский,
«Толковый молитвенник», издано приходом во имя Преподобного Серафима Саровского.
«О молитве», игумен Иларион (Алфеев).
«Православие для детей», О.С. Барило.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *